Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется тем, что прибыль как основной фи-нансовый результат в условиях рыночных отношений – самый важный пока-затель деятельности коммерческой организации. Как раз она представляет экономический эффект основной деятельности современной организации, а вместе с тем является стимулом всех видов ее деятельности. Повышение при-были на систематической основе - основная цель коммерческой организации.
Исследование рентабельности современного предприятия позволяет раскрыть огромное количество тенденций развития, оно призвано указать начальству компании пути эффективного формирования, указывает на ошиб-ки в хозяйственной деятельности, а, кроме того, обнаруживает увеличение дохода, что, в конечном счете, позволяет компании более успешно осуществ-лять свою деятельность.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление направлений улучшения прибыли и рентабельности коммерческой организации.
Цель исследования – определить рекомендации по увеличению прибы-ли и рентабельности современной организации.
Задачи исследования:
- представить понятие прибыли как основного финансового результата деятельности организации;
- раскрыть сущность и виды рентабельности организации;
- рассмотреть основы анализа прибыли и рентабельности с целью опре-деления путей их улучшения;
- представить краткую характеристику организации;
- оценить показатели прибыли и рентабельности организации;
- определить направления повышения прибыли и рентабельности орга-низации по результатам анализа.
Объект исследования – ООО «Спектр».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность как основные фи-нансовые результаты ООО «Спектр».
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности ис-пользования ее результатов в дальнейшей деятельности ООО «Спектр».
В качестве методов исследования в курсовой работе использованы ме-тоды анализа литературы и нормативно-правовой базы по теме работы, анали-за документов предприятия, методы сводки и группировки данных, метод элиминирования.
Информационной базой курсовой работы послужили Федеральные за-коны РФ, инструктивно-нормативные документы Министерства Финансов РФ, а также данные бухгалтерского учета объекта исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников и приложений.
Во введении представлены актуальность, цель, задачи, предмет и объ-ект, а также методы исследования.
В первой главе курсовой работы представлены теоретические аспекты формирования и анализа показателей прибыли и рентабельности современной организации.
Во второй главе на материалах ООО «Спектр» проведен анализ дина-мики прибыли и показателей рентабельности, влияния на них факторов, опре-делены пути их повышения.
В заключении сделаны выводы по проведенному курсовому исследова-нию.
1. Теоретические основы формирования и анализа
прибыли и рентабельности организации
1.1. Понятие прибыли как основного финансового
результата предприятия
Финансовый результат представляет собой экономический итог хозяй-ственной деятельности современной организации, представленный в форме полученной суммы прибыли (либо убытка). Прибыль - важнейшая категория современной экономики. В реальности прибыль - основная цель функциони-рования любой коммерческой организации. Это связано с тем, что в качестве целевой функции коммерческой организации в условиях рыночных отноше-ний выступает максимизация получаемой прибыли .
Прибылью обеспечивается определенный уровень конкурентоспособности коммерческой организации. Прибыль - важнейший защитный механизм, кото-рый предохраняет современную организацию от угрозы стать банкротом. По-средством накопленной прибыли коммерческая организация может быстрым образом повысить долю своих высоколиквидных активов, то есть восстано-вить уровень платежеспособности, образовать резервы.
В ст. 247 НК РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ сказано, что в качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль коммерческих организаций признаю сумму прибыли, которая была получена налогоплательщиком, а прибылью являются :
- для российских организаций, которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - суммы полученных дохо-дов, которые уменьшены на сумму произведенных расходов;
- для иностранных организаций, которыми осуществляется дея-тельность в РФ посредством постоянных представительств, - полученные по-средством данных постоянных представительств суммы доходов, которые снижены на величину произведенных указанными постоянными представи-тельствами расходов;
- для иного рода иностранных организаций – суммы доходов, кото-рые получены от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяют по ст. 309 НК РФ;
- для организаций - участников консолидированной группы налого-плательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидирован-ной группы налогоплательщиков, которая приходится на указанного участни-ка и рассчитывается в порядке, определенном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
К. Марксом утверждалось, что прибыль является не только «превра-щенной формой прибавочной стоимости», но вместе с тем и реализованной прибавочной стоимости, которой пройдены не только стадия производства, но и стадия обращения .
Отечественным ученым В.В. Ковалевым в собственных работах указывается, что согласно экономическому подходу, прибыль - прирост капитала собственников организации .
В курсе микроэкономики сказано, что прибыль - разница между суммой совокупной выручки организации и совокупных затрат, разница между дохо-дами и расходами .
Таким образом, можно утверждать, что прибыль – основная цель дея-тельности коммерческой организации, разница между доходами и расходами.
Выделяют такие виды прибыли.
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации и сумму прибыли от продажи товаров (работ, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей ее деятельности .
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период . Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, которая скорректирована на прочие доходы и расходы коммерческой организации. Чистая прибыль - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении коммерческой организации после уплаты всех налогов в бюджет.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов де-ятельности коммерческой организации может быть представлен так. На пер-вом этапе коммерческая организация получает сумму общей выручки за про-данную продукцию (товары, работы, услуги), после чего рассчитывают раз-ницу между данной суммой выручки и постоянных платежей, которые пред-ставляют собой часть фиксированных (переменных) ее издержек (НДС, акци-зы).
Результат, полученный на основании данного расчета, называется «Вы-ручкой-нетто». На втором этапе происходит формирование суммы валовой прибыли, при расчете которой учитываются постоянные издержки предприя-тия. Таким образом, из суммы выручки-нетто вычитаются затраты на произ-водство определенной продукции, то есть сумма ее себестоимости.
На третьем этапе происходит формирование величины прибыли от про-даж. Ее определяют как разность между суммой валовой прибыли и всех опе-рационных расходов коммерческой организации (затрат на рекламу, оплату труда управленческого персонала, непредвиденных расходов).
На четвертом этапе определяют сальдо прочих доходов и расходов коммерческой организации, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, к прибыли от продаж прибавляется положи-тельное или отрицательное число, которое характеризует сальдо прочих до-ходов и расходов. Таким образом происходит формирование прибыли до налогообложения коммерческой организации. Наконец, на последнем этапе, происходит определение величины чистой прибыли. Для этого, к полученной ранее прибыли до налогообложения прибавляют суммы налоговых активов и вычитают из нее суммы имеющихся налоговых обязательств.
Полученный показатель чистой прибыли характеризует конечный фи-нансовый результат деятельности коммерческой организации за определен-ный период .
Прибылью выполняются функции (рис. 1).
Рисунок 1 - Функции прибыли
Из сведений рисунка 1 можно увидеть, что прибылью выполняются функции:
- выполняя оценочную функцию, прибыль выступает в качестве показателя, который максимально полным образом оценивает хозяйственную деятельность современной организации;
- выполняя стимулирующую функцию, прибыль оказывает воздей-ствие стимулирующего характера на повышение уровня эффективности функционирования современной организации;
- выполняя фискальную функцию, прибыль выступает источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
Таким образом, прибыль – важнейший показатель эффективного функ-ционирования современной коммерческой организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.08.2023) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Адамайтис, Л.А. Обоснование управленческих решений на основе анализа финансовых результатов организации / Л.А. Адамайтис, О.В. Махла-чева, И.М. Адамайтис // Вектор экономики. – 2023. - №6. – С.84-86.
3. Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Е.Б. Герасимова, М.В. Мельник. – М.: Инфра-М, 2019. – 208с.
4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2022. – 1104с.
5. Костяшина К.А. Увеличение прибыли как важный фактор разви-тия предприятия / К.А. Костяшина // Научно-образовательный потенциал мо-лодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2022. - №18. – С.32-34.
6. Курбанова, З.Р. Концепции анализа финансовых результатов дея-тельности организации в современной экономике / З.Р. Курбанова, Б.М. Иса-кадиева, Х.Х. Микаилова // Экономика и социум. – 2023. - №2. – С.737-741.
7. Маныч А.А. Направления увеличения прибыли, как обеспечение экономической безопасности организации / А.А. Маныч // Студенческий вест-ник. – 2021. - №26-2. – С.7-9.
8. Маркс К. Капитал / К. Маркс. - М.: АСТ, 2022. - 544с.
9. Мочаева Т.В. Экономика организации и менеджмент / Т.В. Мочае-ва. – М.: Инфра-Инженерия, 2022. – 112с.
10. Отварухина Н.С. Экономика организаций в схемах и таблицах / Н.С. Отварухина, М.С. Клименкова, Ю.Ю. Отварухина. – М.: Проспект, 2023. – 96с.
11. Савран В.В. Анализ состава, структуры и динамики прибыли ор-ганизации / В.В. Савран // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №5. – С.249-251.
12. Сисеналиев Д.Е. Анализ прибыли / Д.Е. Сисеналиев // Студенче-ский вестник. – 2021. - №32-2. – С.32-33.
13. Тебенькова В.А. Понятие и сущность прибыли предприятия / В.А. Тебенькова // Научный альманах. – 2021. - №12-1. – С.80-82.
14. Тен Е.Э. Повышение прибыли и рентабельности предприятия / Е.Э. Тен, О.А. Минаева // Стратегия и тактика управления предприятием в пе-реходной экономике: Сборник материалов XXII ежегодного открытого кон-курса научно-исследовательских работ «Золотой росток». – Волгоград: ВГТУ, 2022. – С.92-94.
15. Чернышева Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): учебник. – М.: Инфра-М, 2021. – 421с.
16. Чумакова Е.А. К вопросу о прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е.А. Чумакова, Э.В. Хубуа // Парадигмы управ-ления, экономики и права. – 2021. - №2. – С.118-128.
17. Экономическая теория. Микроэкономика -1. 2 / под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2021. – 934с.
18. Ястребова М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия / М.А. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный кон-троль. – 2022. - №12. – С.59-65.